• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Решение по делу №08-09-135/2014

Номер дела: № 08-09-135/2014
Дата публикации: 20 мая 2014, 16:44

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 29 апреля 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено 15 мая 2014 г.

«15» мая 2014 г.                                                                                                                            г. Элиста

Комиссия по рассмотрению дела № 08-09-135/2014 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Сангаджиева Манца Викторовна – руководитель Калмыцкого УФАС России;

Члены Комиссии:

Доролеев Виктор Владимирович – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Калмыцкого УФАС России;

Дорджиев Байр Мукебенович - старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и рекламы Калмыцкого УФАС России,

рассмотрев дело № 08-09-135/2014 по признакам нарушения ООО «Росгосстрах» (140002, Московская область, г. Люберцы, ул. Парковая, д. 3) в лице Калмыцкого филиала (358000, г. Элиста, ул. Губаревича, д. 2) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке ОСАГО Республики Калмыкия, которое ущемляет интересы неопределенного круга физических лиц путем завышения страховой премии при заключении договоров ОСАГО, то есть нарушает порядок ценообразования, установленный законами Российской Федерации,

В присутствии:

- представителя ООО «Росгосстрах» в лице Калмыцкого филиала Мирзиева Е.Л. по доверенности от 09.01.2014 г. № 570-Дхк.

В отсутствии:

- заявителя Домбринова Д.Г. – извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

- члена Совместной Комиссии Головина Е.А. – заместителя начальника МУ СБР в ЮФО;

- члена Совместной Комиссии Шахбиева М.Т. – начальника отдела надзора и контроля на страховом рынке МУ СБР в ЮФО;

- члена Совместной Комиссии Лях О.С. – заместителя начальника юридического отдела МУ СБР в ЮФО.

УСТАНОВИЛА:

17 декабря 2013 г. в адрес Калмыцкого УФАС России поступило обращение «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» с жалобой на действия ООО «Росгосстрах», выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при заключении договора ОСАГО.

Как следует, из обращения «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ», при заключении договора ОСАГО в филиале ООО «Росгосстрах» в Республике Калмыкия страховая премия (цена договора) завышается, так как ООО «Росгосстрах» не применяет понижающий коэффициент (КБМ) при расчете страховой премии.

Рассмотрев указанное обращение, было установлено следующее.

ООО «Росгосстрах», вне зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров страхования, при расчете страховой премии по договору ОСАГО применил коэффициент КБМ равный 1 для гр. «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ», обратившегося в ООО «Росгосстрах» с целью заключения договора ОСАГО.

Конкретные значения базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 №739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии» (далее - Постановление №739) и обязательны для применения всеми страховщиками.

Следовательно, в действиях ООО «Росгосстрах» в лице Калмыцкого филиала усматриваются признаки нарушения установленного нормативно – правовыми актами порядка ценообразования, что прямо запрещено пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Согласно пункту 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции заявление физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства является основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства.

03 марта 2014 года приказом Калмыцкого УФАС России № 34 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено дело № 08-09-135/2014 по признакам нарушения ООО «Росгосстрах» (140002, Московская область, г. Люберцы, ул. Парковая, д. 3) в лице Калмыцкого филиала (358000, г. Элиста, ул. Губаревича, д. 2) части 1 статьи 10 Закона защите конкуренции.

Определением о назначении дела № 08-09-135/2014 о нарушении антимонопольного законодательства и определениями об отложении дела № 08-09-135/2014 у лиц, участвующих в деле были запрошены материалы (сведения), касающиеся данного вопроса.

Члены Совместной комиссии – представители Межрегионального управления службы Банка России по финансовым рынкам в ЮФО изложили свою правовую позицию в письме от 07.04.2014 г. № С59-6/44.

Существо дела в изложение ООО «Росгосстрах» в лице Калмыцкого филиала:

ООО «Росгосстрах» при расчете страховой премии «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» действительно был применен коэффициент КБМ равный 1.

Данный коэффициент был применен на основании того, что ООО «Росгосстрах» осуществляет заключение договоров страхования ОСАГО в соответствии с действующим законодательством:

- Постановление № 739;

- Федеральный закон от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закона об ОСАГО);

- Федеральный закон от 25.12.2012 № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 267).

А также «Инструкцией по заключению и сопровождению договоров ОСАГО», являющиеся локальным актом и устанавливающим для ООО «Росгосстрах» и его филиалов порядок заключения договоров ОСАГО.

Коэффициент КБМ равный 1 применяется ООО «Росгосстрах» при заключении договоров ОСАГО в строгом соответствии с Законом об ОСАГО. При заключении договора ОСАГО в целях расчета страховой премии используются сведения о страховании, имеющиеся у страхователя на основании ч. 10 ст. 15 Закона об ОСАГО и предоставленные страховщику, либо имеющиеся у страховщика, либо содержащиеся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.

В случае отсутствия сведений о страховании, при заключении договора ОСАГО в целях расчета страховой премии страховщик использует данные, указанные в заявлении о заключении договора ОСАГО. В этом случае, значение коэффициента КБМ не может быть ниже значения такого коэффициента, применяемого в случае отсутствия информации о предыдущих договорах страхования.

В месте с тем, на стадии передачи информации о заключенном договоре ОСАГО в единую автоматизированную систему Российского союза автостраховщиков, выявлено несоответствие данных, указанных страхователем в заявлении о заключении договора ОСАГО и необходимых для расчета коэффициента КБМ, страховщик осуществил указанные в п. 6 статьи 6 Закона № 267 действия, т.е. после обнаружения факта переплаты страховой премии ООО «Росгосстрах» в лице Калмыцкого филиала направило уведомление «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» о возврате излишне уплаченной части страховой премии.

Представитель ООО «Росгосстрах» в лице Калмыцкого филиала, присутствующий на рассмотрении дела, просил дело прекратить в связи с добровольным устранением нарушения.

Заявитель, в рамках рассмотрения дела, поддержал доводы, изложенные в заявлении, а также 17.04.2014 г. сообщил о том, что не имеет претензий к ООО «Росгосстрах», т.к. ему была выплачена излишне уплаченная часть страховой премии.

Комиссия, выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, установила следующее.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статьей 4 Закона об ОСАГО установлено, что владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

Таким образом, заключение только договора ОСАГО является обязательным условием для владельца транспортного средства.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона об ОСАГО, страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

Конкретные значения базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов предусмотрены постановлением №739.

Согласно статье 6 Закон № 267, с 1 января 2013 года до 30 июня 2014 года включительно при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - обязательное страхование) страховщик при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии использует сведения о страховании, имеющиеся у страхователя на основании части 10 статьи 15 Закона об ОСАГО (далее - сведения о страховании) и предоставленные страховщику, либо имеющиеся у страховщика, либо содержащиеся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.

Установленные в соответствии с Законом об ОСАГО страховые тарифы обязательны для применения страховщиками.

Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами (пункт 1 статьи 6 Закона об ОСАГО).

Раздел 3 Постановления № 739 содержит формулу, которая применяется для расчета страховой премии в отношении транспортных средств, находящихся в собственности физических лиц: Т = ТБ*КТ*КБМ*КВС*КО*КМ*КС*КН

КБМ - коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров страхования.

То есть, коэффициент КБМ является понижающим/повышающим при расчете страховой премии.

Довод ООО «Росгосстрах» о том, что именно отсутствие информации (документов) о наличии или отсутствии страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров страхования:

-у физических лиц;

- в информационной системе АИС ОАСГО;

- в собственных операционных системах ООО «Росгосстрах»

является основанием для применения коэффициента КБМ равным 1 при расчете страховой премии при заключении договоров ОСАГО, не принимается Комиссией, т.к. является неправомерным и противоречит материалам дела.

Так, в ходе рассмотрения данного дела Комиссией достоверно доказан факт нарушения порядка ценообразования, установленного нормативно – правовыми актами при заключении договора ОСАГО с заявителем:

№ договора 2012-2013 гг.

№ договора 2013-2014 гг.

КБМ 2012-2013 гг.

КБМ 2013-2014 гг.

КБМ в силу Закона

Излишне уплаченная сумма

0624998020

0652951352

0,65

1

0,6

1133,00 руб.

Из таблицы видно, что ООО «Росгосстрах» в нарушение требований пунктов 1, 6 статьи 9 Закона об ОСАГО, статьи 6 Закона № 267, пункта 3 раздела 2 Постановления № 739 при расчете размера страховой премии по вышеуказанным договорам ОСАГО применило коэффициент КБМ отличный от установленного законодательно, что повлекло за собой увеличение страховой премии.

Отдельно следует отметить, что заявитель заключает договор ОСАГО в ООО «Росгосстрах» не первый год, и соответственно, у страховщика в лице ООО «Росгосстрах» имеется вся необходимая для расчета страховой премии информация, в том числе о наличии или отсутствии страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров страхования.

Договор ОСАГО по закону является публичным договором, вследствие чего и согласно ч. 1 ст. 426 ГК РФ коммерческая организация обязана заключить договор в отношении каждого, кто к ней обратится.

Частью 4 ст. 426 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

ООО «Росгосстрах» же заключает обязательный в силу закона договор ОСАГО с ценой, не соответствующей цене, установленной нормативными правовыми актами, то есть нарушает порядок ценообразования, установленный законами Российской Федерации.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе - нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Пунктом 2 статьи 4 ФЗ Закона о защите конкуренции определено, что финансовой услугой является, в том числе - страховая услуга, следовательно ООО «Росгосстрах» осуществляет деятельность на финансовых рынках.

Постановление Правительства РФ от 09.06.2007 г. № 359 «Об утверждении условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) и правил установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации)» установлено, что доминирующим признается положение финансовой организации, в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия:

- доля финансовой организации превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации;

- доля финансовой организации на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее одного года) увеличивается и (или) неизменно превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке, либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

Анализ рынка предоставления услуг ОСАГО показал, что доля ООО «Росгосстрах» на территории Республики Калмыкия в стоимостном выражении составила в 2012 г. - 57,11%, в 2013 г. - 40,10 %.

Доля ООО «Росгосстрах» превышает 20 % на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации - в географических границах Республики Калмыкия.

Исходя из проведенного анализа можно сделать вывод о том, что ООО «Росгосстрах» занимает доминирующее положение на рынке предоставления услуг ОСАГО в географических границах Республики Калмыкия.

Следует отметить, что ООО «Росгосстрах» имеет на территории Республики Калмыкия более 10 структурных подразделений, развитую агентскую сеть.

В ряде муниципальных образований Республики Калмыкия ООО «Росгосстрах» является единственной страховой организацией.

Исходя из вышеизложенного, Совместная комиссия пришла к выводу о том, что ООО «Росгосстрах» в лице Калмыцкого филиала злоупотребляя доминирующим положением на рынке ОСАГО Республики Калмыкия ущемляет интересы заявителя «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ», путем завышения страховой премии при заключении договоров ОСАГО, то есть нарушает порядок ценообразования, установленный законами Российской Федерации, что в свою очередь является нарушением п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

При этом рассмотрение возбужденного антимонопольным органом дела подчинено правилам статей 45-50 Закона о защите конкуренции. В силу пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

На основании имеющихся доказательств по делу, Совместной комиссией сделан вывод о том, что ООО «Росгосстрах» в лице Калмыцкого филиала в рамках рассмотрения настоящего дела, добровольно устранило нарушение антимонопольного законодательства и его последствий, путем пересчета и возврата излишне уплаченной части страховой премии.

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 40, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 48, частями 1 - 2 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать нарушившим ООО «Росгосстрах» (140002, Московская область, г. Люберцы, ул. Парковая, д. 3) в лице Калмыцкого филиала (358000, г. Элиста, ул. Губаревича, д. 2) п. 10 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке ОСАГО Республики Калмыкия, которое ущемляет интересы заявителя «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ», путем завышения страховой премии при заключении договоров ОСАГО, то есть нарушает порядок ценообразования, установленный законами Российской Федерации.

2. Прекратить рассмотрение дела № 08-09-135/2014 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении ООО «Росгосстрах» (140002, Московская область, г. Люберцы, ул. Парковая, д. 3) в лице Калмыцкого филиала (358000, г. Элиста, ул. Губаревича, д. 2), в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства лицом, совершившим такое нарушение.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Калмыцкого УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

Сангаджиева М.В.

 

(подпись)

 

(Ф.И.О.)

 

Члены Комиссии:

 

 

Доролеев В.В.

 

(подпись)

 

(Ф.И.О.)

 

 

 

 

 

 

 

Дорджиев Б.М.

 

(подпись)

 

(Ф.И.О.)

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

stdClass Object ( [vid] => 6736 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №08-09-135/2014 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6736 [type] => solution [language] => ru [created] => 1400590055 [changed] => 1400590055 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1400590055 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 29 апреля 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено 15 мая 2014 г.

«15» мая 2014 г.                                                                                                                            г. Элиста

Комиссия по рассмотрению дела № 08-09-135/2014 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Сангаджиева Манца Викторовна – руководитель Калмыцкого УФАС России;

Члены Комиссии:

Доролеев Виктор Владимирович – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Калмыцкого УФАС России;

Дорджиев Байр Мукебенович - старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и рекламы Калмыцкого УФАС России,

рассмотрев дело № 08-09-135/2014 по признакам нарушения ООО «Росгосстрах» (140002, Московская область, г. Люберцы, ул. Парковая, д. 3) в лице Калмыцкого филиала (358000, г. Элиста, ул. Губаревича, д. 2) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке ОСАГО Республики Калмыкия, которое ущемляет интересы неопределенного круга физических лиц путем завышения страховой премии при заключении договоров ОСАГО, то есть нарушает порядок ценообразования, установленный законами Российской Федерации,

В присутствии:

- представителя ООО «Росгосстрах» в лице Калмыцкого филиала Мирзиева Е.Л. по доверенности от 09.01.2014 г. № 570-Дхк.

В отсутствии:

- заявителя Домбринова Д.Г. – извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

- члена Совместной Комиссии Головина Е.А. – заместителя начальника МУ СБР в ЮФО;

- члена Совместной Комиссии Шахбиева М.Т. – начальника отдела надзора и контроля на страховом рынке МУ СБР в ЮФО;

- члена Совместной Комиссии Лях О.С. – заместителя начальника юридического отдела МУ СБР в ЮФО.

УСТАНОВИЛА:

17 декабря 2013 г. в адрес Калмыцкого УФАС России поступило обращение «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» с жалобой на действия ООО «Росгосстрах», выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при заключении договора ОСАГО.

Как следует, из обращения «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ», при заключении договора ОСАГО в филиале ООО «Росгосстрах» в Республике Калмыкия страховая премия (цена договора) завышается, так как ООО «Росгосстрах» не применяет понижающий коэффициент (КБМ) при расчете страховой премии.

Рассмотрев указанное обращение, было установлено следующее.

ООО «Росгосстрах», вне зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров страхования, при расчете страховой премии по договору ОСАГО применил коэффициент КБМ равный 1 для гр. «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ», обратившегося в ООО «Росгосстрах» с целью заключения договора ОСАГО.

Конкретные значения базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 №739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии» (далее - Постановление №739) и обязательны для применения всеми страховщиками.

Следовательно, в действиях ООО «Росгосстрах» в лице Калмыцкого филиала усматриваются признаки нарушения установленного нормативно – правовыми актами порядка ценообразования, что прямо запрещено пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Согласно пункту 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции заявление физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства является основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства.

03 марта 2014 года приказом Калмыцкого УФАС России № 34 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено дело № 08-09-135/2014 по признакам нарушения ООО «Росгосстрах» (140002, Московская область, г. Люберцы, ул. Парковая, д. 3) в лице Калмыцкого филиала (358000, г. Элиста, ул. Губаревича, д. 2) части 1 статьи 10 Закона защите конкуренции.

Определением о назначении дела № 08-09-135/2014 о нарушении антимонопольного законодательства и определениями об отложении дела № 08-09-135/2014 у лиц, участвующих в деле были запрошены материалы (сведения), касающиеся данного вопроса.

Члены Совместной комиссии – представители Межрегионального управления службы Банка России по финансовым рынкам в ЮФО изложили свою правовую позицию в письме от 07.04.2014 г. № С59-6/44.

Существо дела в изложение ООО «Росгосстрах» в лице Калмыцкого филиала:

ООО «Росгосстрах» при расчете страховой премии «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» действительно был применен коэффициент КБМ равный 1.

Данный коэффициент был применен на основании того, что ООО «Росгосстрах» осуществляет заключение договоров страхования ОСАГО в соответствии с действующим законодательством:

- Постановление № 739;

- Федеральный закон от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закона об ОСАГО);

- Федеральный закон от 25.12.2012 № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 267).

А также «Инструкцией по заключению и сопровождению договоров ОСАГО», являющиеся локальным актом и устанавливающим для ООО «Росгосстрах» и его филиалов порядок заключения договоров ОСАГО.

Коэффициент КБМ равный 1 применяется ООО «Росгосстрах» при заключении договоров ОСАГО в строгом соответствии с Законом об ОСАГО. При заключении договора ОСАГО в целях расчета страховой премии используются сведения о страховании, имеющиеся у страхователя на основании ч. 10 ст. 15 Закона об ОСАГО и предоставленные страховщику, либо имеющиеся у страховщика, либо содержащиеся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.

В случае отсутствия сведений о страховании, при заключении договора ОСАГО в целях расчета страховой премии страховщик использует данные, указанные в заявлении о заключении договора ОСАГО. В этом случае, значение коэффициента КБМ не может быть ниже значения такого коэффициента, применяемого в случае отсутствия информации о предыдущих договорах страхования.

В месте с тем, на стадии передачи информации о заключенном договоре ОСАГО в единую автоматизированную систему Российского союза автостраховщиков, выявлено несоответствие данных, указанных страхователем в заявлении о заключении договора ОСАГО и необходимых для расчета коэффициента КБМ, страховщик осуществил указанные в п. 6 статьи 6 Закона № 267 действия, т.е. после обнаружения факта переплаты страховой премии ООО «Росгосстрах» в лице Калмыцкого филиала направило уведомление «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» о возврате излишне уплаченной части страховой премии.

Представитель ООО «Росгосстрах» в лице Калмыцкого филиала, присутствующий на рассмотрении дела, просил дело прекратить в связи с добровольным устранением нарушения.

Заявитель, в рамках рассмотрения дела, поддержал доводы, изложенные в заявлении, а также 17.04.2014 г. сообщил о том, что не имеет претензий к ООО «Росгосстрах», т.к. ему была выплачена излишне уплаченная часть страховой премии.

Комиссия, выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, установила следующее.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статьей 4 Закона об ОСАГО установлено, что владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

Таким образом, заключение только договора ОСАГО является обязательным условием для владельца транспортного средства.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона об ОСАГО, страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

Конкретные значения базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов предусмотрены постановлением №739.

Согласно статье 6 Закон № 267, с 1 января 2013 года до 30 июня 2014 года включительно при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - обязательное страхование) страховщик при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии использует сведения о страховании, имеющиеся у страхователя на основании части 10 статьи 15 Закона об ОСАГО (далее - сведения о страховании) и предоставленные страховщику, либо имеющиеся у страховщика, либо содержащиеся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.

Установленные в соответствии с Законом об ОСАГО страховые тарифы обязательны для применения страховщиками.

Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами (пункт 1 статьи 6 Закона об ОСАГО).

Раздел 3 Постановления № 739 содержит формулу, которая применяется для расчета страховой премии в отношении транспортных средств, находящихся в собственности физических лиц: Т = ТБ*КТ*КБМ*КВС*КО*КМ*КС*КН

КБМ - коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров страхования.

То есть, коэффициент КБМ является понижающим/повышающим при расчете страховой премии.

Довод ООО «Росгосстрах» о том, что именно отсутствие информации (документов) о наличии или отсутствии страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров страхования:

-у физических лиц;

- в информационной системе АИС ОАСГО;

- в собственных операционных системах ООО «Росгосстрах»

является основанием для применения коэффициента КБМ равным 1 при расчете страховой премии при заключении договоров ОСАГО, не принимается Комиссией, т.к. является неправомерным и противоречит материалам дела.

Так, в ходе рассмотрения данного дела Комиссией достоверно доказан факт нарушения порядка ценообразования, установленного нормативно – правовыми актами при заключении договора ОСАГО с заявителем:

№ договора 2012-2013 гг.

№ договора 2013-2014 гг.

КБМ 2012-2013 гг.

КБМ 2013-2014 гг.

КБМ в силу Закона

Излишне уплаченная сумма

0624998020

0652951352

0,65

1

0,6

1133,00 руб.

Из таблицы видно, что ООО «Росгосстрах» в нарушение требований пунктов 1, 6 статьи 9 Закона об ОСАГО, статьи 6 Закона № 267, пункта 3 раздела 2 Постановления № 739 при расчете размера страховой премии по вышеуказанным договорам ОСАГО применило коэффициент КБМ отличный от установленного законодательно, что повлекло за собой увеличение страховой премии.

Отдельно следует отметить, что заявитель заключает договор ОСАГО в ООО «Росгосстрах» не первый год, и соответственно, у страховщика в лице ООО «Росгосстрах» имеется вся необходимая для расчета страховой премии информация, в том числе о наличии или отсутствии страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров страхования.

Договор ОСАГО по закону является публичным договором, вследствие чего и согласно ч. 1 ст. 426 ГК РФ коммерческая организация обязана заключить договор в отношении каждого, кто к ней обратится.

Частью 4 ст. 426 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

ООО «Росгосстрах» же заключает обязательный в силу закона договор ОСАГО с ценой, не соответствующей цене, установленной нормативными правовыми актами, то есть нарушает порядок ценообразования, установленный законами Российской Федерации.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе - нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Пунктом 2 статьи 4 ФЗ Закона о защите конкуренции определено, что финансовой услугой является, в том числе - страховая услуга, следовательно ООО «Росгосстрах» осуществляет деятельность на финансовых рынках.

Постановление Правительства РФ от 09.06.2007 г. № 359 «Об утверждении условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) и правил установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации)» установлено, что доминирующим признается положение финансовой организации, в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия:

- доля финансовой организации превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации;

- доля финансовой организации на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее одного года) увеличивается и (или) неизменно превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке, либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

Анализ рынка предоставления услуг ОСАГО показал, что доля ООО «Росгосстрах» на территории Республики Калмыкия в стоимостном выражении составила в 2012 г. - 57,11%, в 2013 г. - 40,10 %.

Доля ООО «Росгосстрах» превышает 20 % на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации - в географических границах Республики Калмыкия.

Исходя из проведенного анализа можно сделать вывод о том, что ООО «Росгосстрах» занимает доминирующее положение на рынке предоставления услуг ОСАГО в географических границах Республики Калмыкия.

Следует отметить, что ООО «Росгосстрах» имеет на территории Республики Калмыкия более 10 структурных подразделений, развитую агентскую сеть.

В ряде муниципальных образований Республики Калмыкия ООО «Росгосстрах» является единственной страховой организацией.

Исходя из вышеизложенного, Совместная комиссия пришла к выводу о том, что ООО «Росгосстрах» в лице Калмыцкого филиала злоупотребляя доминирующим положением на рынке ОСАГО Республики Калмыкия ущемляет интересы заявителя «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ», путем завышения страховой премии при заключении договоров ОСАГО, то есть нарушает порядок ценообразования, установленный законами Российской Федерации, что в свою очередь является нарушением п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

При этом рассмотрение возбужденного антимонопольным органом дела подчинено правилам статей 45-50 Закона о защите конкуренции. В силу пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

На основании имеющихся доказательств по делу, Совместной комиссией сделан вывод о том, что ООО «Росгосстрах» в лице Калмыцкого филиала в рамках рассмотрения настоящего дела, добровольно устранило нарушение антимонопольного законодательства и его последствий, путем пересчета и возврата излишне уплаченной части страховой премии.

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 40, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 48, частями 1 - 2 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать нарушившим ООО «Росгосстрах» (140002, Московская область, г. Люберцы, ул. Парковая, д. 3) в лице Калмыцкого филиала (358000, г. Элиста, ул. Губаревича, д. 2) п. 10 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке ОСАГО Республики Калмыкия, которое ущемляет интересы заявителя «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ», путем завышения страховой премии при заключении договоров ОСАГО, то есть нарушает порядок ценообразования, установленный законами Российской Федерации.

2. Прекратить рассмотрение дела № 08-09-135/2014 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении ООО «Росгосстрах» (140002, Московская область, г. Люберцы, ул. Парковая, д. 3) в лице Калмыцкого филиала (358000, г. Элиста, ул. Губаревича, д. 2), в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства лицом, совершившим такое нарушение.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Калмыцкого УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

Сангаджиева М.В.

 

(подпись)

 

(Ф.И.О.)

 

Члены Комиссии:

 

 

Доролеев В.В.

 

(подпись)

 

(Ф.И.О.)

 

 

 

 

 

 

 

Дорджиев Б.М.

 

(подпись)

 

(Ф.И.О.)

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 29 апреля 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено 15 мая 2014 г.

«15» мая 2014 г.                                                                                                                            г. Элиста

Комиссия по рассмотрению дела № 08-09-135/2014 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Сангаджиева Манца Викторовна – руководитель Калмыцкого УФАС России;

Члены Комиссии:

Доролеев Виктор Владимирович – начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Калмыцкого УФАС России;

Дорджиев Байр Мукебенович - старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и рекламы Калмыцкого УФАС России,

рассмотрев дело № 08-09-135/2014 по признакам нарушения ООО «Росгосстрах» (140002, Московская область, г. Люберцы, ул. Парковая, д. 3) в лице Калмыцкого филиала (358000, г. Элиста, ул. Губаревича, д. 2) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке ОСАГО Республики Калмыкия, которое ущемляет интересы неопределенного круга физических лиц путем завышения страховой премии при заключении договоров ОСАГО, то есть нарушает порядок ценообразования, установленный законами Российской Федерации,

В присутствии:

- представителя ООО «Росгосстрах» в лице Калмыцкого филиала Мирзиева Е.Л. по доверенности от 09.01.2014 г. № 570-Дхк.

В отсутствии:

- заявителя Домбринова Д.Г. – извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

- члена Совместной Комиссии Головина Е.А. – заместителя начальника МУ СБР в ЮФО;

- члена Совместной Комиссии Шахбиева М.Т. – начальника отдела надзора и контроля на страховом рынке МУ СБР в ЮФО;

- члена Совместной Комиссии Лях О.С. – заместителя начальника юридического отдела МУ СБР в ЮФО.

УСТАНОВИЛА:

17 декабря 2013 г. в адрес Калмыцкого УФАС России поступило обращение «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» с жалобой на действия ООО «Росгосстрах», выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при заключении договора ОСАГО.

Как следует, из обращения «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ», при заключении договора ОСАГО в филиале ООО «Росгосстрах» в Республике Калмыкия страховая премия (цена договора) завышается, так как ООО «Росгосстрах» не применяет понижающий коэффициент (КБМ) при расчете страховой премии.

Рассмотрев указанное обращение, было установлено следующее.

ООО «Росгосстрах», вне зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров страхования, при расчете страховой премии по договору ОСАГО применил коэффициент КБМ равный 1 для гр. «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ», обратившегося в ООО «Росгосстрах» с целью заключения договора ОСАГО.

Конкретные значения базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 №739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии» (далее - Постановление №739) и обязательны для применения всеми страховщиками.

Следовательно, в действиях ООО «Росгосстрах» в лице Калмыцкого филиала усматриваются признаки нарушения установленного нормативно – правовыми актами порядка ценообразования, что прямо запрещено пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Согласно пункту 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции заявление физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства является основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства.

03 марта 2014 года приказом Калмыцкого УФАС России № 34 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено дело № 08-09-135/2014 по признакам нарушения ООО «Росгосстрах» (140002, Московская область, г. Люберцы, ул. Парковая, д. 3) в лице Калмыцкого филиала (358000, г. Элиста, ул. Губаревича, д. 2) части 1 статьи 10 Закона защите конкуренции.

Определением о назначении дела № 08-09-135/2014 о нарушении антимонопольного законодательства и определениями об отложении дела № 08-09-135/2014 у лиц, участвующих в деле были запрошены материалы (сведения), касающиеся данного вопроса.

Члены Совместной комиссии – представители Межрегионального управления службы Банка России по финансовым рынкам в ЮФО изложили свою правовую позицию в письме от 07.04.2014 г. № С59-6/44.

Существо дела в изложение ООО «Росгосстрах» в лице Калмыцкого филиала:

ООО «Росгосстрах» при расчете страховой премии «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» действительно был применен коэффициент КБМ равный 1.

Данный коэффициент был применен на основании того, что ООО «Росгосстрах» осуществляет заключение договоров страхования ОСАГО в соответствии с действующим законодательством:

- Постановление № 739;

- Федеральный закон от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закона об ОСАГО);

- Федеральный закон от 25.12.2012 № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 267).

А также «Инструкцией по заключению и сопровождению договоров ОСАГО», являющиеся локальным актом и устанавливающим для ООО «Росгосстрах» и его филиалов порядок заключения договоров ОСАГО.

Коэффициент КБМ равный 1 применяется ООО «Росгосстрах» при заключении договоров ОСАГО в строгом соответствии с Законом об ОСАГО. При заключении договора ОСАГО в целях расчета страховой премии используются сведения о страховании, имеющиеся у страхователя на основании ч. 10 ст. 15 Закона об ОСАГО и предоставленные страховщику, либо имеющиеся у страховщика, либо содержащиеся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.

В случае отсутствия сведений о страховании, при заключении договора ОСАГО в целях расчета страховой премии страховщик использует данные, указанные в заявлении о заключении договора ОСАГО. В этом случае, значение коэффициента КБМ не может быть ниже значения такого коэффициента, применяемого в случае отсутствия информации о предыдущих договорах страхования.

В месте с тем, на стадии передачи информации о заключенном договоре ОСАГО в единую автоматизированную систему Российского союза автостраховщиков, выявлено несоответствие данных, указанных страхователем в заявлении о заключении договора ОСАГО и необходимых для расчета коэффициента КБМ, страховщик осуществил указанные в п. 6 статьи 6 Закона № 267 действия, т.е. после обнаружения факта переплаты страховой премии ООО «Росгосстрах» в лице Калмыцкого филиала направило уведомление «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ» о возврате излишне уплаченной части страховой премии.

Представитель ООО «Росгосстрах» в лице Калмыцкого филиала, присутствующий на рассмотрении дела, просил дело прекратить в связи с добровольным устранением нарушения.

Заявитель, в рамках рассмотрения дела, поддержал доводы, изложенные в заявлении, а также 17.04.2014 г. сообщил о том, что не имеет претензий к ООО «Росгосстрах», т.к. ему была выплачена излишне уплаченная часть страховой премии.

Комиссия, выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, установила следующее.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статьей 4 Закона об ОСАГО установлено, что владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

Таким образом, заключение только договора ОСАГО является обязательным условием для владельца транспортного средства.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона об ОСАГО, страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

Конкретные значения базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов предусмотрены постановлением №739.

Согласно статье 6 Закон № 267, с 1 января 2013 года до 30 июня 2014 года включительно при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - обязательное страхование) страховщик при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии использует сведения о страховании, имеющиеся у страхователя на основании части 10 статьи 15 Закона об ОСАГО (далее - сведения о страховании) и предоставленные страховщику, либо имеющиеся у страховщика, либо содержащиеся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.

Установленные в соответствии с Законом об ОСАГО страховые тарифы обязательны для применения страховщиками.

Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами (пункт 1 статьи 6 Закона об ОСАГО).

Раздел 3 Постановления № 739 содержит формулу, которая применяется для расчета страховой премии в отношении транспортных средств, находящихся в собственности физических лиц: Т = ТБ*КТ*КБМ*КВС*КО*КМ*КС*КН

КБМ - коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров страхования.

То есть, коэффициент КБМ является понижающим/повышающим при расчете страховой премии.

Довод ООО «Росгосстрах» о том, что именно отсутствие информации (документов) о наличии или отсутствии страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров страхования:

-у физических лиц;

- в информационной системе АИС ОАСГО;

- в собственных операционных системах ООО «Росгосстрах»

является основанием для применения коэффициента КБМ равным 1 при расчете страховой премии при заключении договоров ОСАГО, не принимается Комиссией, т.к. является неправомерным и противоречит материалам дела.

Так, в ходе рассмотрения данного дела Комиссией достоверно доказан факт нарушения порядка ценообразования, установленного нормативно – правовыми актами при заключении договора ОСАГО с заявителем:

№ договора 2012-2013 гг.

№ договора 2013-2014 гг.

КБМ 2012-2013 гг.

КБМ 2013-2014 гг.

КБМ в силу Закона

Излишне уплаченная сумма

0624998020

0652951352

0,65

1

0,6

1133,00 руб.

Из таблицы видно, что ООО «Росгосстрах» в нарушение требований пунктов 1, 6 статьи 9 Закона об ОСАГО, статьи 6 Закона № 267, пункта 3 раздела 2 Постановления № 739 при расчете размера страховой премии по вышеуказанным договорам ОСАГО применило коэффициент КБМ отличный от установленного законодательно, что повлекло за собой увеличение страховой премии.

Отдельно следует отметить, что заявитель заключает договор ОСАГО в ООО «Росгосстрах» не первый год, и соответственно, у страховщика в лице ООО «Росгосстрах» имеется вся необходимая для расчета страховой премии информация, в том числе о наличии или отсутствии страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров страхования.

Договор ОСАГО по закону является публичным договором, вследствие чего и согласно ч. 1 ст. 426 ГК РФ коммерческая организация обязана заключить договор в отношении каждого, кто к ней обратится.

Частью 4 ст. 426 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

ООО «Росгосстрах» же заключает обязательный в силу закона договор ОСАГО с ценой, не соответствующей цене, установленной нормативными правовыми актами, то есть нарушает порядок ценообразования, установленный законами Российской Федерации.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе - нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Пунктом 2 статьи 4 ФЗ Закона о защите конкуренции определено, что финансовой услугой является, в том числе - страховая услуга, следовательно ООО «Росгосстрах» осуществляет деятельность на финансовых рынках.

Постановление Правительства РФ от 09.06.2007 г. № 359 «Об утверждении условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) и правил установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации)» установлено, что доминирующим признается положение финансовой организации, в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия:

- доля финансовой организации превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации;

- доля финансовой организации на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее одного года) увеличивается и (или) неизменно превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке, либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

Анализ рынка предоставления услуг ОСАГО показал, что доля ООО «Росгосстрах» на территории Республики Калмыкия в стоимостном выражении составила в 2012 г. - 57,11%, в 2013 г. - 40,10 %.

Доля ООО «Росгосстрах» превышает 20 % на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации - в географических границах Республики Калмыкия.

Исходя из проведенного анализа можно сделать вывод о том, что ООО «Росгосстрах» занимает доминирующее положение на рынке предоставления услуг ОСАГО в географических границах Республики Калмыкия.

Следует отметить, что ООО «Росгосстрах» имеет на территории Республики Калмыкия более 10 структурных подразделений, развитую агентскую сеть.

В ряде муниципальных образований Республики Калмыкия ООО «Росгосстрах» является единственной страховой организацией.

Исходя из вышеизложенного, Совместная комиссия пришла к выводу о том, что ООО «Росгосстрах» в лице Калмыцкого филиала злоупотребляя доминирующим положением на рынке ОСАГО Республики Калмыкия ущемляет интересы заявителя «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ», путем завышения страховой премии при заключении договоров ОСАГО, то есть нарушает порядок ценообразования, установленный законами Российской Федерации, что в свою очередь является нарушением п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

При этом рассмотрение возбужденного антимонопольным органом дела подчинено правилам статей 45-50 Закона о защите конкуренции. В силу пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

На основании имеющихся доказательств по делу, Совместной комиссией сделан вывод о том, что ООО «Росгосстрах» в лице Калмыцкого филиала в рамках рассмотрения настоящего дела, добровольно устранило нарушение антимонопольного законодательства и его последствий, путем пересчета и возврата излишне уплаченной части страховой премии.

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 40, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 48, частями 1 - 2 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать нарушившим ООО «Росгосстрах» (140002, Московская область, г. Люберцы, ул. Парковая, д. 3) в лице Калмыцкого филиала (358000, г. Элиста, ул. Губаревича, д. 2) п. 10 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке ОСАГО Республики Калмыкия, которое ущемляет интересы заявителя «ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ», путем завышения страховой премии при заключении договоров ОСАГО, то есть нарушает порядок ценообразования, установленный законами Российской Федерации.

2. Прекратить рассмотрение дела № 08-09-135/2014 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении ООО «Росгосстрах» (140002, Московская область, г. Люберцы, ул. Парковая, д. 3) в лице Калмыцкого филиала (358000, г. Элиста, ул. Губаревича, д. 2), в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства лицом, совершившим такое нарушение.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Калмыцкого УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

Сангаджиева М.В.

 

(подпись)

 

(Ф.И.О.)

 

Члены Комиссии:

 

 

Доролеев В.В.

 

(подпись)

 

(Ф.И.О.)

 

 

 

 

 

 

 

Дорджиев Б.М.

 

(подпись)

 

(Ф.И.О.)

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 08-09-135/2014 [format] => [safe_value] => № 08-09-135/2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 104 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 104 [vid] => 1 [name] => ОСАГО [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 105 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 105 [vid] => 1 [name] => Росгосстрах [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [2] => Array ( [tid] => 110 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 110 [vid] => 1 [name] => КБМ [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-20 12:44:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-15 12:44:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1400590055 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Калмыцкое УФАС России )