• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Ну, не нужен нам попугай!

Кто и как получает доступ к номерам наших мобильных телефонов

Вам попугай дома не нужен? Мне - нет. То ли я в целом недолюбливаю этих щебечущих пернатых, то ли готовить их не умею. Вы тоже не желаете заводить какого-нибудь разговорчивого Кешу? А вот представьте, вам чуть не каждый день приходят на мобильный телефон SMS-ки такого содержания: "Продадим попугая! Недорого! Только у нас говорящие попугаи!" Возможно, поначалу вы попросту отмахнетесь от этой глупости, потом непрошенная реклама начнет раздражать вас, и, наконец, рано или поздно, вы зададитесь вполне резонным вопросом: "А, собственного говоря, откуда у этих назойливых торгашей мой номер телефона?"

С этого места давайте поподробнее.

К примеру, то же предложение получить кредит, теперь уже и "с доставкой на дом", наверняка получали если не все владельцы "мобильников", то большинство из них. Кому-то пытаются навязать покупку мебели. Иных заманивают в ресторан или готовы тут же доставить по любому указанному вами адресу суши и роллы. Либо обеспечить вам комфортную поездку в такси. Словом, предложений - море, успевай только выбирать товар, услугу и кошелек доставать.

Вот, кстати, пишу эти строки, а телефон сигнализирует о новом принятом сообщении. Открываю: "Этот год много денег принесет! Заем до 100 000". В конце текста указан номер - 8-800… И так далее. Вероятнее всего, бесплатный. Но есть и другой, с которого пришло сообщение. Пытаюсь по нему дозвониться до неведомого мне доброхота. В ответ слышу: "Абонент временно не обслуживается". Вычисляю по Интернету, где зарегистрирован номер. Оказывается, аж в Ульяновской области, оператор связи - некая фирма "Смартс". Но дело в том, что в те края судьба меня ни разу не заносила, у меня там даже знакомых нет. Зато у кого-то есть мои персональные данные - в данном случае, номер моего телефона. И эти "кто-то", не спрашивая моего позволения, беззастенчиво использует неведомо каким образом полученную информацию в своих целях.

Знайте, читатель: здесь налицо явное нарушение федерального закона "О рекламе". В частности, статьи 18, где ясно сказано: "Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы". А как раз этого согласия, как нетрудно догадаться, никому я не давал.

Откуда распространители подобной рекламы берут наши личные данные? Разумеется, никакой там спецагент Эдвард Сноуден их не "сливал", у него иные масштабы. Просто вспомните, где, в каких учреждениях и сколько раз вы оставляли номер своего телефона. Было это? Было и не раз. Где-то вы оформляли тот же кредит, оплачивали какой-нибудь счет, да даже просто вызывали такси. И всё, вы "под колпаком". Окажутся фирма или конкретный человек, который обслуживал вас, недобросовестными - и ваши данные могут "уйти налево". Здесь мы уже имеем дело с нарушением другого федерального закона - "О персональных данных". Вот цитата из этого документа: "Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных". Разумеется, предусмотрено и наказание: "Лица, виновные в нарушении требований закона "О персональных данных", несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность".

Сколько же информационно-рекламных нарушителей изловило калмыцкое управление федеральной антимонопольной службы (ФАС), призванной блюсти порядок в этой сфере? А нисколько пока. Казалось бы, парадокс: закон нарушается сплошь и рядом, а пойманных за руку нарушителей нет. Вот как комментирует ситуацию старший госинспектор по антимонопольному контролю и рекламе республиканского управления ФАС Наталья Ностаева:

- Да, нам известно о случаях, когда номера мобильных телефонов жителей Калмыкии используются без согласия абонентов. Но дело в том, что для привлечения к ответственности нарушителей закона "О рекламе" требуется заявление самого гражданина, чьи права нарушены. С обязательным его письменным разрешением на доступ к его личной базе данных. Иначе никакой сотовый оператор не имеет права давать подетальную расшифровку входящихSMS-сообщений. А без этого нет возможности "вычислить" отправителя рекламы.

Выходит, нет никакого парадокса. Не идем в ФАС с заявлениями - и имеем то, что имеем. Впрочем, кажется, скоро может появиться "первая ласточка". Похоже, кого-то все-таки "достали" навязчивые "продавцы попугаев", и одно такое заявление у наших антимонопольщиков уже имеется. Ниточка тянется в Москву - именно оттуда идет рассылка непрошенной рекламы. Если местному управлению ФАС удастся выявить нарушителя, того ожидает штраф. До 500 тысяч рублей.