ФАС создаст конкуренцию на рынке гарантийного сервисного обслуживания

Независимые техцентры получат доступ на рынок гарантийного сервисного обслуживания. При этом цены на него снизятся, а качество обслуживания повысится. Отрегулировать автомобильный рынок намерены в Федеральной антимонопольной службе (ФАС).


Официальные автодистрибьюторы, как считают в ФАС, создают неблагоприятные условия для развития конкуренции на рынках продаж, гарантийного обслуживания и ремонта автомобилей, а также запасных частей, что в конечном счете приводит к удорожанию гарантийного сервисного обслуживания для потребителей.


При этом, по словам начальника управления контроля промышленности и оборонно-промышленного комплекса ФАС Максима Овчинникова, в ряде случаев автодистрибьюторыпользуясь своей рыночной властью по отношению к авторизованным дилерам ущемляют их права и навязывают невыгодные для них условия предпринимательской деятельности.


«Нет четких критериев отбора дилеров, непрозрачны правила распределения автомобилей, запчастей между дилерами, - говорит Максим Овчинников. - При этом стандарты, которые предъявляют производители, несколько завышены – средняя стоимость входа на рынок составляет около 10 млн. долларов. При этом договор между автодистрибьютором и дилером заключается на год – дилер еще не успел окупить свои инвестиции, а ему в одностороннем порядке навязывают иные правила игры, изменяют квоты поставок, либо вовсе расторгают договор. Доходит до того, что дистрибьюторы указывают дилерам, у кого какое оборудование и материалы покупать. В ряде случаев ограничивают число авторизованных дилеров на рынке, что может привести к дефициту услуг гарантийного сервисного обслуживания. Рынок должен сам решать, сколько должно быть дилеров, а не автоконцерны или их официальные дистрибьюторы».


По словам Максима Овчинникова, для создания благоприятных условий развития конкуренции требуется, во-первых, разработать прозрачные правила отбора дилерских и сервисных центров и понятные правила взаимодействия внутри дилерских сетей. Во-вторых, обеспечить на недискриминационных условиях доступ к запястным частям, сервисной документации, диагностическому оборудованию и программному обеспечению как авторизованным, так и неавторизованным сервисным центрам. В-третьих, снизить барьеры входа на рынок. Тогда выиграют автовладельцы, ведь стоимость запчастей и технического обслуживания станет существенно ниже, а качество значительно возрастет.


Автодилеры же с опасением отнеслись к инициативе ФАС.


«Вроде, все правильно с точки зрения потребителя и регулятора, действующего в интересах последнего, - рассуждает президент «Российской ассоциации автомобильных дилеров» Андрей Петренко. - Но, как всегда, есть много «но», которые не позволяют двумя руками проголосовать за новшество. И не столько потому, что дилеры боятся конкуренции. Просто в случае если инициатива не будет достаточно проработана, на рынке может воцариться хаос, подобный тому, что имел место с изменением процедуры проведения техосмотра. В том случае жертвами неподготовленных решений стали страховщики, теперь сценарий может быть «переписан» для автодилеров».


«Некоторые из предложений, озвученных ФАС России, неверно истолкованы участниками рынков, - подчеркивает Максим Овчинников. - Служба не предлагает в принудительном порядке разделять дилерские и сервисные центры. Мы предлагаем лишь создать равные условия для получения статуса авторизованного сервисного центра субъекту, не имеющему инфраструктуры продаж автомобилей, что создаст благоприятные условия для развития конкуренции на рынке гарантийного сервисного обслуживания. Подходы, предлагаемые антимонопольным, органом будут тщательно прорабатываться с участниками рынков и формироваться с учетом международного опыта».


Директор независимого сервисного центра «Автодок» Николай Лисов, считает, что на предложения антимонопольной службы дилеры просто не пойдут, поэтому особенно ничего не изменится. Дилеры держат у себя автовладельцев за счет гарантии, при этом половину гарантийных обязательств сильно шифруют. Зачастую сами их не соблюдают, всячески уходят от них, при этом контроль качества напрочь отсутствует. «Вот если ФАС посодействует, чтобы ТО стало дешевле, уже будет хорошо», - предположил Николай Лисов.


По словам замглавы ФАС Андрея Кашеварова, дела в отношении дилеров и дистрибьюторов некоторых марок автомобилей будут возбуждены, несмотря на диалог с ними и разработку правил автомобильного рынка.


"Есть конкретные жалобы, есть нормы закона, независимо от диалога, если есть признаки нарушения законодательства, мы не можем находиться в состоянии диалога", - выразил позицию ведомства Андрей Кашеваров.