• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

На волнах «Радио Калмыкии» на 102.7 FM в прямом эфире выступил старший госинспектор Калмыцкого УФАС России Байр Дорджиев

08 декабря 2016 года эфире передачи «Пульс» он рассказал о полномочиях антимонопольного органа по контролю за соблюдением законодательства о рекламе.

- Как ваше ведомство контролирует законодательство в сфере рекламы?

- ФАС России предупреждает, выявляет и пресекает нарушения законодательства о рекламе, возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства о рекламе, принимает решения и выдает предписания, кроме того возбуждает дела об административных правонарушениях и привлекает к административной ответственности виновных лиц,  обращается в суд с иском о контррекламе.

- Приведите примеры нарушений законодательства о рекламе, выявленные Калмыцким УФАС России? Какие были приняты меры?

- Чаще всего к нам поступают заявления о нарушении законодательства о рекламе по смс-рекламе и рекламе дистанционного способа продажи товаров. Что такое дистанционный способ продажи товаров? Листовки рекламного характера, которые мы каждый день видим в наших почтовых ящиках, на ручках входных дверей – яркий этому пример, думаю, знакомый каждому нашему слушателю. То есть когда вы не можете осмотреть товар, грубо говоря, пощупать своими руками и видите его только на листовке или экране своего ПК, и в рекламе указан номер телефона, по которому вы можете заказать данный товар. Законодательством о рекламе предусмотрены ограничения по рекламе дистанционной продажи. А именно такая реклама в обязательном порядке должна содержать: наименование, место нахождения и ОГРН юридического лица; фамилия, имя, отчество, ОГРНИП индивидуального предпринимателя. Чаще всего такая информация отсутствует. И потребитель некачественного товара просто не знает, кому предъявить свои претензии. За данное правонарушение предусмотрена административная ответственность.

- Хотелось бы услышать более подробно об ответственности за нарушение законодательства о рекламе. Каковы размеры штрафов?

- В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением некоторых случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. По правилам КоАП РФ индивидуальный предприниматель несет ответственность за правонарушение как должностное лицо.

- Допустима ли реклама пива на вывеске магазина?

- Вопрос непростой. Расскажу сначала как отличить вывеску от рекламы. Согласно закону реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. На первый взгляд вывеска подходит под это описание. Она также направлена на неопределенный круг лиц, привлекает внимание к объекту – зданию, к тому, что они продают или услуги, которые они предлагают. Однако закон не распространяется на информацию, доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом. В том числе на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера. Указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима ее работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом «О защите прав потребителей», следовательно, она не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения. В постановлении Пленума ВАС РФ отметил, что информация может быть обязательна к размещению не только в силу закона, но и в силу обычая делового оборота. В таком случае данная информация также не является рекламой. Так, указание в месте нахождения организации профиля ее деятельности (аптека, кондитерская, ресторан) либо ассортимента реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель и пиво) может быть признано обычаем делового оборота, и на информационные конструкции с такой информацией нормы Закона о рекламе не распространяются. Между тем, Закон «О защите прав потребителей» не определяет информацию о номере телефона или официальном сайте юридического лица в сети Интернет как обязательную к размещению на вывеске. Следовательно, по мнению ФАС России, конструкции, содержащие номер телефона и (или) ссылку на сайт, могут быть отнесены к вывескам, содержащим сведения рекламного характера. Кроме того, необходимо учитывать какое помещение в здании занимает рекламодатель. Обстоятельства размещения таких сведений подлежат дополнительной оценке. Отвечая на вопрос, скажу так: информация о том, что эта организация продает пиво (живое) на вывеске не будет нарушением законодательства о рекламе, но нужно учитывать, что это за информация, содержит ли она помимо обязательной еще какую-либо информацию рекламного характера, где эта информация размещена. Если указан ассортимент пива или ссылка на сайт, где можно ознакомиться с ассортиментом, это будет реклама алкогольной продукции. И на нее будут распространяться требования статьи 21 Закона о рекламе.

- Возможна ли реклама алкоголя и табачных изделий в социальных сетях?

- И реклама алкоголя, и реклама табака в принципе в сети интернет недопустима. Но Закон о рекламе не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой. По разъяснениям ФАС России, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах (оказываемых услугах), размещенная на официальном сайте, странице социальной сети производителя или продавца данных товаров (лица, оказывающего данные услуги), если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта, страницы социальной сети об ассортименте товаров (услуг), правилах пользования, а также непосредственно о продавце, производителе товара или лице, оказывающему услуги и т.п. Следовательно, на такую информацию положения Закона о рекламе не распространяются.

- У нас становится все больше операторов сотовой связи. Могут ли рекламодатели прислать на телефон СМС-сообщение с рекламой?

- Сегодня неудивительно, что рекламные рассылки так высоко востребованы: все самое интересное и важное сейчас происходит на экране мобильного телефона. Мобильная реклама - один из инструментов мобильного маркетинга. Законом о рекламе также предусмотрены требования к мобильной рекламе. Статьей 18 Закона не допускается реклама по сетям электросвязи без предварительного согласия абонента на получение рекламы. Если Вам приходит смс рекламного характера, но свое согласие на ее получение Вы не давали, Вы в праве обратиться в Калмыцкое УФАС России. Гражданину необходимо зафиксировать, что к нему приходит смс-спам. Нужно сохранить сообщение — сделать скрин, скан или как-то ещё его зафиксировать. Далее необходимо составить заявление. В идеале нужен полный комплект: заявление о получении смс, фиксация этого сообщения, согласие на получение информации о заявителе у сотового оператора. Поскольку мы говорим о тайне переписки, без этого согласия оператор нам не предоставит сведения.

- Разрешена ли реклама БАДов с доставкой на дом, имеется в виду дистанционный способ продажи?

- Ограничения к рекламе биологически активных добавок (БАДов) предусмотрены статьей 25 Закона о рекламе. В ней прямо не указывается, что запрещена реклама дистанционной продажи БАДов. Но соответствии с СанПин 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)», продажа биологически активных добавок дистанционным способом не допускается. Кроме того, Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. №55, разносная торговля БАДами как пищевыми продуктами также не допускается. В этой связи надо сказать, согласно статье 7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством РФ. ФАС России, обобщив судебную практику, пришел к выводу о том, что указанная норма устанавливает не только запрет рекламы тех товаров, которые в принципе не допускаются к обороту на территории РФ любым способом, но также и запрет распространения рекламы товаров с указанием на отдельные способы реализации данных товаров, если реализация данных товаров такими способами запрещена. Таким образом, если вы, уважаемые радиослушатели столкнетесь с рекламой БАДов с указанием на дистанционный способ их продажи, можете смело писать заявление в ФАС, ну и ограничьтесь от заказа БАДов таким образом, не забывайте, что это нарушение закона.