Калмыцкое УФАС России провело пресс-конференцию посвященной итогам деятельности управления в 2014 году

27 февраля 2015 года в 14.00 часов состоялась пресс-конференция руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия Манцы Сангаджиевой на тему «Итоги работы Калмыцкого УФАС России за 2014 год», где приняли участие ведущие региональные СМИ. В рамках пресс-конференции были освещены наиболее значимые мероприятия прошедшего года.

 

Так в 2014 году в адрес Калмыцкого УФАС поступило 23  заявлений о нарушении антимонопольного законодательства, по 1 из которых антимонопольным органом отказано в возбуждении дела. В данном случае хотелось бы отметить рост количества заявлений, граждан и представителей предпринимательского сообщества.

По результатам рассмотрения указанных заявлений было возбуждено 22 дел:

- ст. 10 – 14 дел;

- ст. 14 – 1 дело;

- ст. 15 – 4  дела;

- ст. 16 – 3 дела;

Выдано всего 14 предписаний из них 7 исполнено.

Наибольшее количество нарушений выявлено по статье 10 (злоупотребление доминирующим положением).

Примеры дел:

Виды нарушений статьи 10, выявленных в 2013 году и отнесенные к «прочим нарушениям»:

  • Навязывание невыгодных условий договора;
  • Необоснованное сокращение или прекращение производства товара;
  • Необоснованный отказ от заключения договора;
  • Необоснованное установление различных цен (тарифов) на один товар;
  • Установление финансовой организацией необоснованно высокой цены финансовой услуги;

Пример наиболее значимого дела, возбужденного по признакам нарушения статьи 10 в 2014 году.

Дело № 08-08-135/2014 возбуждено на основании заявления собственников помещений в многоквартирном доме № 37 по ул. Некрасова г. Элисты РК гражданки Х. и гражданки Н. Приказом от 08.08.2014 г. №175 в отношении ОАО «Калмэнергосбыт» возбуждено дело №08-94-135/2014 по ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции».

Решением Комиссии от 03.10.2014 было установлено, что действия гарантирующего поставщика ОАО «Калмэнергосбыт» по требованию платы за электрическую энергию, израсходованную на общедомовые нужды жителям многоквартирного дома 37 по ул. Некрасова г. Элиста Республики Калмыкия ущемляют права собственников помещений в указанном многоквартирном доме, так как в соответствии с абз. 4 Правил 354 в случае, когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.

В результате данных действий указанный объем коммунальной услуги предоставленный на общедомовые нужды, в случае превышения объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, распределялся между собственниками помещений в рассматриваемом многоквартирном доме.

Открытое акционерное общество "Калмэнергосбыт" было признано нарушившим требования части 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», что выразилось в злоупотреблении доминирующим положением путем начисления и требования с собственников помещений в многоквартирном доме № 37 по ул. Некрасова г. Элиста Республики Калмыкия платы за электрическую энергию, израсходованную на общедомовые нужды.

На основании решения было выдано предписание, в котором было предписано прекратить начислять и требовать с собственников помещений в многоквартирном доме № 37 по ул. Некрасова г. Элиста Республики Калмыкия платы за электрическую энергию, израсходованную на общедомовые нужды, в срок до 01.11.2014 г.

Предписание не исполнено в связи с его обжалованием.

Решение и предписание были обжалованы в Арбитражном суде РК (Дело №А22-3976/2013). В настоящее время дело находится в АС РК.

           

Пример наиболее значимого дела, возбужденного по признакам нарушения статье 15 Закона «О защите конкуренции» в 2014 году.

В Калмыцкое УФАС России поступило заявление гражданина М., о продлении срока договора аренды земельного участка из земель населенного пункта, государственная собственность на которые не разграничена, с кадастровым номером 08:14:030234:189, площадью 20 кв.м., расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Ленина, 9, предназначенного для временной установки торгового павильона, до 21 марта 2019 г. между Администрацией г. Элисты и гражданкой Ц. без публикации в официальном печатном издании о предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду.   

В ходе рассмотрения заявления Калмыцкое УФАС России установила, что  договор земельного участка с кадастровым номером 08:14:030234:189, площадью 20 кв.м., расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Ленина, 9, предназначенного для временной установки торгового павильона продлен с гражданкой Ц.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

В рассматриваемом случае, действия Администрации г. Элисты по не обеспечению заблаговременной публикации в средствах массовой информации сведений о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка, свидетельствуют о признаках нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Названые обстоятельства послужили основанием для возбуждения настоящего дела.

Приказом Калмыцкого УФАС России от 17.10.2014 г. № 228 возбуждено дело № 08-125-135/2014 в отношении Администрацией г. Элисты части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в не публикации в средствах массовой информации сведений о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Определением от 17.10.2014 г. по делу № 08-125-135/2014, дело было назначено на 24.10.2014 г. в 10 часов 00 минут.

Комиссия Калмыцкого УФАС России рассмотрев все материалы, выслушав лиц, участвующих  в деле решила:

Признать Администрацию г. Элисты нарушившей ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в не публикации в средствах массовой информации сведений о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 08:14:030234:189, площадью 20 кв.м., расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Ленина, 9, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

По результатам рассмотрения дела было выдано обязательное для исполнения предписание об осуществлении действий, направленных на устранение допущенных нарушений. В настоящее время предписание находится в стадии исполнения.

Кроме того, в отношении виновных лиц, рассматривается вопрос о привлечении к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 14.9 Кодекса об административных правонарушениях.

 

Пример наиболее значимого дела, возбужденного по признакам нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции» в 2014 году.

11.10.2013 года в газете «Элистинская панорама» было размещено извещение о предоставлении земельного участка для целей использования (строительства) «под котельную».

В 12 декабре 2013 года между индивидуальным предпринимателем Э. и Администрацией г. Элисты Республики Калмыкия заключен договор аренды земельного участка для использования (строительства) «под котельную». 17 декабря 2013 года в адрес Администрации поступило заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «под котельную» на «под спортивный комплекс». 30 января 2014г. Между сторонами заключено дополнительное соглашение об изменении вида использования земельного участка на «под спортивный комплекс».

Решением Элистинского городского собрания четвертого созыва от 26.09.2013г. № 10 утверждено положение о предоставлении земельных участков для строительства на территории города Элисты (далее - Положение).

Согласно пункту 2.2. Положения «Предоставление земельных участков для строительства в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения (далее – информационное сообщение) о наличии предлагаемых для такого предоставления земельных участков в случае, если имеется только одно заявление. В случае поступления нескольких заявлений проводятся торги (конкурсы, аукционы) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

В информационном сообщении указываются следующие сведения:

- местоположение земельного участка;

- площадь земельного участка;

- кадастровый номер земельного участка;

- назначение земельного участка;

- место и срок принятия заявлений от заинтересованных лиц о намерении приобрести земельный участок».

Однако в нарушение указанного пункта Положения (пункт 2.2.) информационное сообщение, размещенное Администрацией г. Элисты Республики Калмыкия в газете «Элистинская панорама» № 151 (2132) не содержит сведений о кадастровом номере земельного участка, не содержит сведений о сроке принятия заявлений от заинтересованных лиц о намерении приобрести земельный участок, не содержит более подробных сведений об адресном ориентире земельного участка (в сообщении указано: Республика Калмыкия, г. Элиста, 4 микрорайон), что не позволяет определить нахождение земельного участка на местности.

При этом изменив вид разрешенного использования земельного участка, Администрация фактически предоставила его (участок) под спортивный комплекс (измененный вид использования) без проведения публичных процедур (конкурс, аукцион, либо публикация сообщения в средствах массовой информации о предстоящем выделении такого участка), что недопустимо в соответствии с Земельным кодексом.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что на земельном участке, также расположен объект недвижимости – не функционирующее здание котельной (размеры здания: 7 метров в ширину, 21 метр в длину), при этом указанные сведения отсутствуют в информационном сообщении, опубликованном в газете «Элистинская панорама» № 151 (2132) с видом использования «под котельную». Указанный факт также указывает на возможное ограничение конкуренции в виду того, что потенциальные желающие на земельный участок не имели сведений об объекте недвижимости, расположенном на участке, а, как следствие не могли высказать свои притязания в отношении такого земельного участка.

По результатам рассмотрения дела выдано предписание, действие которого приостановлено в связи с обжалованием в Арбитражном суде Республики Калмыкия.

 

Работа территориального органа по рассмотрению жалоб участников закупок

В 2014 году в адрес Калмыцкого УФАС поступило 91 жалобы от участников закупок. По сравнению с предыдущим периодом (83 жалобы) наблюдается увеличение количества поступивших жалоб. Из них признано обоснованными – 38, необоснованными – 36, 17 – отозвано либо возвращено.

Выдано по жалобам всего 35 предписаний, 29 из которых выполнено.

Сравнительный анализ с предыдущим периодом свидетельствует о том, что объем количества обоснованных жалоб значительно не изменился (в 2013 году – 37, в 2014 году - 38).

 Работа по осуществлению проверочных мероприятий:

На соблюдение законодательства в сфере закупок за отчетный период проведено 70 контрольных мероприятия. Из них плановых – 11, внеплановых – 59.

На соблюдение требований антимонопольного законодательства всего проверочных мероприятий 59, из них 39 проверок по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц.

Работа по внедрению реестра недобросовестных поставщиков

В 2014 году в реестр недобросовестных поставщиков включены сведения о 7 хозяйствующих субъектах. На отчетную дату в реестре недобросовестных поставщиков находятся сведения о 8 хозяйствующих субъектах.

 

Практика по выявлению административных правонарушений и привлечению к ответственности

По результатам проведения плановых и внеплановых контрольных мероприятий, а также рассмотрения жалоб и поступивших из правоохранительных и иных контрольно-надзорных органов материалов в 2014 году возбуждено дел об административных правонарушениях – 126, из них 39 прекращено.

Общая сумма наложенных штрафов составила 2161,7 тыс. рублей, сумма уплаченных штрафов составила 1979,0 тыс. рублей. К административной ответственности привлечено 87 должностных и юридических лиц.