Калмыцкое УФАС России не нашло признаков нарушения закона в действиях ОАО «Газпром газораспределение Элиста»

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия завершило проведение внеплановой проверки в отношении ОАО «Газпром газораспределение Элиста», поводом для которой стало большое количество обращений о правомерности действий ОАО «Газпром газораспределение Элиста» с требованием произвести замену прибора учета газа, со ссылками на п. 3.2 «Правил учета газа № 961» и п. 7.6.2. ГОСТ Р 8.741-2011, а также по применению коэффициента 1,3.

 

Проверка была проведена в отношении ОАО «Газпром газораспределение Элиста». Целью проверки стало соблюдение требований Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

По результатам анализа материалов, полученных в ходе проверки, антимонопольная служба не выявила фактов и обстоятельств, указывающих на признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Стоит отметить, позицию антимонопольного органа по данному вопросу. Так, отношения между поставщиками и покупателями газа регламентируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 г. №162 (далее - Правила поставки газа), которые обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.

Порядок учета количества (объема) добытого, транспортируемого, перерабатываемого, хранимого и потребляемого природного газа регламентируется Правилами учета газа, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 30.12.2013 г. №961 (далее - Правила учета газа).

В силу п. 1.4. Правил учета газа правила распространяются на юридических и физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей.

Согласно п. 1.6. Правил учета газа средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями, применяемые для учета газа в сферах государственного регулирования, должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Так согласно п. 21 ст. 2 Федерального закона от 26.06.2008 №102 «Об обеспечении единства измерений» (далее - ФЗ №102) средство измерений - техническое средство, предназначенное для измерений.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 ФЗ №102 единицы величин передаются средствам измерений, техническим системам и устройствам с измерительными функциями от эталонов единиц величин и стандартных образцов.

В п. 22 Правил поставки газа предусмотрено следующее: учет объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ, и оформляется документом, подписанным сторонами по форме и в сроки, указанные в договоре поставки газа.

Таким образом, использование в уведомлениях ОАО «Газпром газораспределение Элиста» термина «узел учета газа» (УУГ), является необоснованным, т.к. не предусмотрен ни Правила поставки газа, ни Правила учета газа, а также ФЗ № 102.

Кроме того, в направляемых уведомлениях ОАО «Газпром газораспределение Элиста» указывает на несоответствие средств измерений п. 3.2 Правил учета газа.

В соответствии с п. 3.2, 2.2, 2.6 Правил учета газа учет добытого природного газа проводится для стандартных условий независимо от теплотворной способности газа и других параметров, определяющих качественные характеристики природного газа (п. 3.2).

Пунктом 2.2. Правил учета газа, предусмотрено, что при добыче учету подлежит газ:

добытый;

поставленный потребителям;

расходуемый на обеспечение собственных нужд газодобывающей организации, в том числе на технологические нужды, на жилищно-коммунальные и бытовые нужды (собственные производственно-технологические нужды) (в том числе в качестве топлива);

сожженный на факельных установках;

полученный от других газодобывающих организаций;

утерянный.

В пункте 2.6. Правил учета газа, установлено, что при потреблении учету подлежит газ при входе на газопотребляющий объект.

Таким образом, указанный пункт 3.2 Правил учета газа, в котором говорится об учете добытого газа, в рассматриваемых случаях не применим.

Помимо этого, в направляемых уведомлениях ОАО «Газпром газораспределение Элиста» ссылается на ГОСТ 8.741-2011, устанавливающий общие требования к средствам измерения и вспомогательным устройствам, к условиям измерений, к архивированию и форме представления результатов измерений, при условии выполнения требований применяемой на узле учета газа методики измерений.

Согласно Приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.12.2011 г. №1061-ст ГОСТ 8.741-2011 является добровольным.

Кроме того, согласно Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, в течение шестидесяти дней принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта.

Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение тридцати дней со дня утверждения национального стандарта».

В настоящее время ГОСТ 8.741-2011 опубликован не был.

На основании вышеизложенного, направляемые уведомления ОАО «Газпром газораспределение Элиста» носят рекомендательный характер. Действий по расчету количества поданного газа, определенного по проектной мощности газопотребляющих объектов совершено не было.

Вместе с тем, в силу заключенных дополнительных соглашений к договорам на поставку газа, юридические лица и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (потребители) как одна из сторон договора обязуются установить узел учета газа в срок, а также просят применять коэффициент 1,3 для коррекции объема потребляемого газа.

Следовательно, указанные вопросы имеют гражданско-правовой характер и разрешение их не входит в компетенцию Калмыцкого УФАС России, а подлежат рассмотрению в судебном порядке.

 

«Вместе с тем, ситуация на рынке услуг газоснабжения остается под пристальным контролем антимонопольного органа», - отметила руководитель Калмыцкого УФАС России Манца Сангаджиева.