Итоги 2013 года
20 февраля 2014 г. Калмыцкое УФАС России провело пресс-конференцию посвященной итогам деятельности управления в 2013 году.
2013 год хотелось бы охарактеризовать как год активной и плодотворной работы сотрудников Калмыцкого Управления ФАС. Во многом этому способствовала целенаправленная деятельность Управления по адвокатированию конкуренции, которая принесла немалые результаты.
Так в 2013 году в адрес Калмыцкого УФАС поступило 47 (в 2012 - 40) заявлений о нарушении антимонопольного законодательства, по 29 из которых антимонопольным органом отказано в возбуждении дела. В данном случае хотелось бы отметить рост количества заявлений, граждан и представителей предпринимательского сообщества.
По результатам рассмотрения указанных заявлений было возбуждено 18 дел:
- ст. 10 – 12 дел;
- ст. 11 – 2 дела;
- ст. 14 – 16 дел;
- ст. 15 – 5 дел;
- ст. 16 – 1дело;
- ст. 17 – 3 дела.
По собственной инициативе возбуждено 21 дело. Выдано 11 предписаний об устранении допущенных нарушений.
Наибольшее количество нарушений выявлено по статье 14 (недобросовестная конкуренция) и 10 (злоупотребление доминирующим положением).
Примеры дел:
Виды нарушений статьи 10, выявленных в 2013 году и отнесенные к «прочим нарушениям»:
- несвоевременный допуск в эксплуатацию перед отопительным сезоном узел учета тепловой энергии;
- выставление объемов потребления электрической энергии по показаниям прибора учета электроэнергии не введенного в эксплуатацию;
- предоставление хозяйствующему субъекту входящего в состав транспортной инфраструктуры имущества, в частности, задания общественного туалета, во временное владение и пользование путем заключения и исполнения соответствующего договора на условиях, допускающих оказание пассажирам и перевозчикам за дополнительную (сверх провозной) плату услуг автовокзала;
- незаконная выдача новых технических условий на технологическое присоединение к электрическим сетям, взамен ранее выданных;
- введение полного ограничения режима потребления электроэнергии в нарушение требований п. 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 и ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
- введение ограничения холодного водоснабжения в нарушение требований п.п. «в» п. 119, п. 121, п.п. «б» п. 122 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354, повлекшее ущемление интересов граждан.
Наиболее характерные виды нарушений статьи 10 в 2013 году являются:
- нарушение порядка ценообразования – 2 дела;
- необоснованное установление различных цен (тарифов) на один товар – 2 дела.
Пресечение недобросовестной конкуренции (статья 14 Закона «О защите конкуренции»)
По статье 14 за 2013 год, выявлена динамика роста количества выявленных нарушений (2012 – 3 дела, 2013 год – 16 дел).
Наиболее значимое дело, возбужденное по признакам нарушения статьи 14 в 2013 году.
№ дела, дата возбуждения | 08-19-135/2012 от 16.05.2013 г. |
Статья Закона о защите конкуренции | ч. 1 статьи 14 |
Основание для возбуждения дела | Обращение гражданина (пункт 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции) |
Ответчики по делу | ООО «Коммунальник» |
Существо дела | Гражданин обратился в Калмыцкое УФАС России на действия ООО «Коммунальник», который не согласился с собранием собственников о выборе новой управляющей компании и продолжало выставлять квитанции на оплату коммунальных услуг, тем самым вводя в заблуждение жильцов многоквартирного дома. |
Решение по делу о нарушении АМЗ | Признать нарушившим ООО «Коммунальник» часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся во введении собственников помещений в многоквартирном доме № 10 6 микрорайона г. Элисты в заблуждение относительно работы ООО «ЮМЭК – коммунальный сервис» в лице Калмыцкого филиала, путем выставления платежных квитанций на оплату коммунальных услуг в адрес жильцов дома в отсутствие договора на управление, содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. |
Предписание по делу о нарушении АМЗ | 1. Со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, выразившиеся во введении собственников помещений в многоквартирном доме № 10 6 микрорайона в г. Элиста в заблуждение относительно работы ООО «ЮМЭК – коммунальный сервис» в лице Калмыцкого филиала, путем выставления платежных квитанций на оплату коммунальных услуг в адрес жильцов дома в отсутствие договора на управление, содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома 2. отозвать платежные требования, направленные собственникам помещений в многоквартирном доме № 10 6 микрорайона г. Элисты с 01.03.2012 г. и довести до сведения собственников многоквартирного дома информацию о том, что ООО «Коммунальник» не избрано в качестве управляющей компании. |
Результат исполнения решения и (или) предписания | Предписание не исполнено |
Сведения о делах об административном правонарушении по статье 14.33 КоАП РФ | Признать ООО «Коммунальник» виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей. |
Сведения об обжаловании решений, предписаний, постановлений по делу в суде с указанием результатов обжалования в каждой инстанции (первая инстанция, апелляция, кассация, надзор) | Решение, предписание и постановление обжалованы в Арбитражный суд Республики Калмыкия. Решением по делу № А22-1732/2013, решение и предписание Калмыцкого УФАС России оставлено в силе, жалоба ООО «Коммунальник» - без удовлетворения. ООО «Коммунальник» не согласился с решением Арбитражного суда Республики Калмыкия обжаловало его в 16 Арбитражный апелляционный суд. 20.01.2014 г. состоялось рассмотрение дела, постановлением суда решение первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО «Коммунальник» - без удовлетворения. Дело № А22-1923/2013 об обжаловании постановления о наложении штрафа приостановлено. |
Взаимодействие с правоохранительными органами | нет |
Комментарий по делу | Дело было возбуждено в 2012 г., далее было приостановлено до вынесения решения о законности протоколов собрания жильцов многоквартирного дома о выборе новой управляющей компании и расторжении договора со старой управляющей компанией. После решения Элистинского городского суда и решения Верховного суда Республики Калмыкия дело было возобновлено в 2013 г. Указанным решением были восстановлены нарушенные права жильцов многоквартирного дома, которые были введены в заблуждение относительно работы новой управляющей компании. |
Особое внимание заслуживают дела возбужденные Управлением по статье 15 Закона о защите конкуренции. Всего было возбуждено и рассмотрено 5 дел. Выдано 3 предписания. Из них в отношении органов исполнительной власти Республики Калмыкия – 3, в отношении органов местного самоуправления – 2.
Примеры дел.
Общество с ограниченной ответственностью «Аранзал-Экспресс» обратилось с заявлением в Калмыцкое УФАС России, в котором указывает на нарушение его законных прав и интересов в результате установления минимальных тарифов на перевозку пассажиров в междугородном сообщении.
В ходе рассмотрения дела, Комиссией Калмыцкого УФАС России установлено, что Региональная служба по тарифам Республики Калмыкия без правовых оснований приняла оспариваемый акт, более того, этим актом установлен ценовой коридор, в рамках которого обязаны действовать хозяйствующие субъекты.
Также установлен факт снижения прибыли у Общества с ограниченной ответственностью «Аранзал-Экспресс» в результате принятия данного акта. По результатам рассмотрения дела Региональная служба по тарифам Республики Калмыкия была признана нарушившей части 1 статьи 15, а также выдано предписание (исполнено).
В части полномочий по контролю нормативных правовых актов или ненормативных актов Управлением проведена следующая работа:
Рассмотрено актов органов исполнительной власти Республики – 551, органов местного самоуправления – 244, из них выявлено актов нарушающих антимонопольное законодательство – 3 и 1 соответственно.
В 2013 году Управлением рассмотрено 13 заявлений от органов исполнительной власти Республики и органов местного самоуправления.
По результатам рассмотрения указанных заявлений приняты следующие решения:
- о даче согласия – 5;
- о даче согласия и введения ограничения – 2;
- об отказе – 5.
Организация и проведение проверок органов власти и некоммерческих организаций на предмет соблюдения антимонопольного законодательства
В 2013году Калмыцким Управлением ФАС России проведено 7 плановых и 3 внеплановые проверки органов исполнительной власти республики и органов местного самоуправления.
В рамках исполнения законодательства о рекламе Калмыцким УФАС рассмотрено 5 заявлений. Всего в 2013 году за нарушение законодательства о рекламе возбуждено 9 дел, по результатам рассмотрения которых, выдано 4 предписания.
Контроль размещения заказов (Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд)
В 2013 году в адрес Калмыцкого УФАС поступило 83 жалобы от участников размещения заказа. По сравнению с предыдущим периодом (71 жалоба) наблюдается увеличение количества поступивших жалоб. Из них признано обоснованными – 37, необоснованными – 30, 16 – отозвано либо возвращено. Наибольшее количество жалоб поступило в отношении федеральных органов исполнительной власти – 41, в отношении органов исполнительной власти Республики поступило 26 жалоб, в отношении органов местного самоуправления – 16.
По сравнению с предыдущим периодом, количество обоснованных жалоб увеличилось (37 против 17).
Помимо рассмотрения жалоб за отчетный период проведено 23 контрольных мероприятия на предмет соблюдения законодательства о размещении заказов. Из них плановых – 10, внеплановых – 13.
Контрольные мероприятия проведены в отношении федеральных органов исполнительной власти в количестве 12, 3 в отношении органов исполнительной власти Республики Калмыкия, и 8 в отношении органов местного самоуправления.
В 2013 году в реестр недобросовестных поставщиков включены сведения о трех хозяйствующих субъектах. На отчетную дату в реестре недобросовестных поставщиков находятся сведения о восьми хозяйствующих субъектах.
По итогам работы в рамках контроля соблюдения законодательства о рекламе Управлением было возбуждено 9 дел. По результатам их рассмотрения было выдано 4 предписания об устранении допущенных нарушений, из них исполнено в 2013 году – 2.
Практика применения мер административной ответственности в соответствии с требованиями КоАП
В 2013 году по результатам проведенных контрольных мероприятий, рассмотренных жалоб а также поступивших заявлений и обращений Управлением возбуждено и рассмотрено 78 дел об административных правонарушениях за нарушение антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о размещении заказов.
17 дел об административных правонарушениях было прекращено, в том числе 8 в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Общая сумма наложенных штрафов составила 1843,8 тыс. рублей, сумма уплаченных штрафов составила 1261,071 тыс. рублей. К административной ответственности привлечено 58 должностных и юридических лиц.