Ограничение конкуренции: Минздрав дискриминирует поставщиков инсулина

14 октября 2013 г. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) установила факт нарушения антимонопольного законодательства Минздравом России (нарушение пунктов 5 и 8 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции»). Оно выразилось в нерассмотрении Министерством заявлений производителя, что привело к невключению лекарства инсулин глулизин (международное непатентованное наименование; торговое наименование – «Апидра») в Перечень лекарственных препаратов, которые закупаются за счет бюджетных средств.

Этот Перечень утвержден Приказом № 665 Министерства здравоохранения и социального развития России 18 сентября 2006 года. ФАС России выяснила, что производитель инсулина глулизин неоднократно обращался в Министерство с просьбой о включении лекарства в Перечень, однако препарат в него включен не был. В то же время Перечень неоднократно изменялся, и в него вносились иные препараты.

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» предусматривает обеспечение на основании этого Перечня необходимыми лекарственными средствами «федеральных льготников», в том числе инвалидов. Поскольку инсулин глулизин включен в действующие стандарты оказания медицинской помощи, лечащий врач имеет право и обязан назначать его при соответствующих показаниях, исходя из тяжести и характера заболевания.

Фактически же в связи с тем, что его нет в Перечне и средства из федерального бюджета на его закупки не выделяются, доступ к нему ограничен для медицинских организаций и опосредованно для амбулаторных пациентов в рамках оказания государственной социальной помощи. Врачи также ограничены при назначении пациенту инсулина глулизин в связи с тем, что медицинские организации им не обеспечиваются.

Министерству будет выдано предписание о необходимости устранения нарушения, а документы по делу станут основанием для возбуждения административного производства против должностного лица.

«Бездействие Министерства создает дискриминационные условия обращения инсулина глулизин по сравнению со всеми остальными препаратами инсулина короткого действия, так как инсулин глулизин необоснованно остается единственным из обращающихся препаратов инсулина короткого действия, не включенным в Перечень, а значит не может назначаться и закупаться медицинскими организациями и государственными заказчиками за счет средств федерального бюджета в рамках государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг», - сказал начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев.

 

 

 

Справка.

Инсулин глулизин применяется при заболевании сахарным диабетом, требующим лечения инсулином у взрослых больных.

Статья 15. ФЗ «О защите конкуренции». Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

Пункт 5. установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

Пункт 8. создание дискриминационных условий.