Главные по автомобилям

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже в феврале может признать, что каждый из дистрибуторов легковых автомобилей занимает доминирующее положение на своем рынке

Антимонопольное ведомство собирается вынести на обсуждение ближайшего президиума ФАС вопрос о признании доминирующего положения дистрибуторов автомобилей иностранных марок на их рынках, сообщил «Ведомостям» заместитель руководителя службы Андрей Кашеваров. Президиум должен состояться во второй половине февраля. О том, что этот вопрос рассмотрит президиум, говорил вчера на первом заседании рабочей группы по взаимодействию дистрибуторов и официальных дилеров легковых автомобилей начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев, сообщили «Ведомостям» два участника мероприятия.

Взаимоотношениями участников автомобильного рынка ФАС заинтересовалась после многочисленных жалоб дилеров на дискриминацию со стороны дистрибуторов, которые, как правило, являются структурами автоконцернов. Некоторые дилеры, например владелец казанского «Сапсана» Ильдар Зиннуров, утверждали, что из-за необоснованных претензий дистрибутора и последовавшего за ними резкого снижения поставок автомобилей оказались банкротами. Ассоциация «Российские автодилеры» («Роад») прошлым летом написала ФАС письмо о том, что договоры дистибуторов с дилерами не защищают инвестиции последних, например, потому, что заключатся на очень короткий срок.

Дистрибуторы указывали на то, что не являются монополистами - доля ни одной иностранной марки в России не приближается к порогу в 35%, после которого положение участника рынка признается доминирующим. ФАС исходит из того, что, по данным таможенной службы, каждый дистрибутор-импортер ввозит 100% автомобилей марки, с которой работает, а значит, занимает на оптовом рынке этой марки доминирующее положение, сказал участникам рабочей группы Нижегородцев.

В конце 2011 г. Кашеваров рассказывал журналистам, что ФАС готова возбудить по жалобам дилеров несколько дел против дистрибуторов. Вчера Нижегородцев объяснил, что дистрибуторы получили 1,5 месяца передышки из-за принятия так называемого третьего антимонопольного пакета. Теперь перед возбуждением дела о нарушении закона о конкуренции служба должна провести анализ рынка и выяснить, занимает ли игрок на нем доминирующее положение, передают слова Нижегородцева участники рабочей группы. Связаться с ним самим вчера не удалось.

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), представляющая интересы крупнейших дистрибуторов легковых автомобилей, вступила в диалог с ФАС, говорил ранее председатель комитета автопроизводителей ассоциации Дэвид Томас: принципиальная позиция производителей в том, что дистрибуторы, отвечающие за имидж марки, должны иметь право назначать дилеров и лишать их дилерских полномочий. Вчера представитель АЕБ отказался от комментариев.

Общение дилеров с дистрибуторами сдвинулось с мертвой точки, есть надежда решить часть вопросов во время диалога, говорит вице-президент «Роад» Стив Черныш. Дистрибуторы готовы прислушиваться только к самым крупным дилерам, позицию мелких ФАС должна защитить, заставив дистрибуторов выработать единые для всех правила и требования, уверен владелец региональной дилерской компании.

Если положение дистрибуторов будет признано доминирующим, резко повысится уровень государственного контроля за их деятельностью, говорит управляющий партнер юридической компании Art de Lex Дмитрий Магоня. Часть их действий, которые ранее не могли подпасть под действие закона о защите конкуренции, теперь могут квалифицироваться как злоупотребление доминирующим положением - например, речь может пойти об удержании монопольно высоких цен либо экономически не обоснованном отказе от производства или реализации товара, предупреждает он.

Источник: Ведомости