ФАС России: ветеринарным станциям запрещено выдавать ВСД

29 июня 2010 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) признала действия Государственного учреждения «Новгородская районная ветеринарная станция» нарушающими 2 пункт 1 части 15 статьи Федерального закона «О защите конкуренции» (необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к товарам или к хозяйствующим субъектам).

«Новгородская районная ветеринарная станция» осуществляла государственный ветеринарный надзор в отношении продукции животного происхождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке, и выдавала ветеринарные сопроводительные документы (ВСД) на указанную продукцию.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации «О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля», государственный контроль и надзор за продукцией, подвергшейся промышленной или тепловой обработке, должен осуществлять только Роспотребнадзор.

Напомним, ранее в ФАС России обратилось Общество с ограниченной ответственностью «Ипуть». Торговая фирма, осуществляя оптовую торговлю мясо-колбасными изделиями, вынуждена заключать договоры с ветеринарной станцией на оказание услуг по выдаче ветеринарных сопроводительных документов. Фирма обязана предоставлять ВСД своим покупателям, поскольку ветеринары еженедельно посещают с проверками розничные магазины, реализующие продукцию ООО «Ипуть».

В ходе рассмотрения дела Комиссия ФАС России установила, что количество полученных торговой фирмой ветеринарных свидетельств только за 2009 год составило – 3168 шт., а стоимость одного ВСД составляет от 60 до 118 рублей.

Согласно заявлению представителей ветеринарной станции, в месяц они выдают свидетельств по форме № 2 около 260 шт., справок по форме № 4 – около 40 шт. Таким образом, только за получение ВСД торговым фирмам приходится выкладывать сумму, в среднем, около 500000 рублей в год. Такие административные обременения становятся непосильными для малого бизнеса, как с финансовой, так и организационной стороны.

Если учитывать тот факт, что в торговую фирму может обратиться около 30-40 покупателей в день, которым в этот же день необходимо отгрузить продукцию, а в соответствии с нормативами выдача одного ВСД занимает от 30 до 60 минут, только сам процесс оформления ВСД займёт около 3 рабочих дней. Контроль же качества продукции в этот момент никто не осуществляет.

Приглашенные на рассмотрение дела в качестве заинтересованного лица представители Роспотребнадзора подтвердили, что необходимыми документами на продукцию животного происхождения, прошедшую промышленную и тепловую обработку, являются документы, выданные Роспотребнадзором (согласно Постановлению Правительства РФ). Несмотря на это, ветеринарная станция продолжает выдавать ВСД и в 2010 г.

ФАС России предписала ГУ «Новгородская районная ветеринарная станция» прекратить осуществление государственного ветеринарного надзора и выдачу ВСД на продукции животного происхождения, подвергшуюся промышленной или тепловой обработке.

По завершению рассмотрения дела Комиссия ФАС России приняла решения:

- проинформировать Министерство сельского хозяйства Российской Федерации о принятом Комиссией решении в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ГУ «Новгородская районная ветеринарная станция», а также о неисполнении норм Постановления Правительства РФ;

- поручить территориальным управлениям ФАС России провести проверки государственных учреждений ветеринарии, подведомственных органам власти субъектов Российской Федерации, на предмет выявления нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, при осуществлении государственного ветеринарного надзора в отношении продукции животного происхождения, подвергшейся промышленной или тепловой обработке, и выдаче ВСД на указанную продукцию.